Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли - сад №192 общеразвивающего типа города Макеевки» (МБДОУ № 192)
|
Музыкальный зал.Музыкальный зал-отдельное просторное, светлое помещение, расположенное на первом этаже. Оснащение музыкального зала соответствует санитарно-гигиеническим нормам, площадь музыкального зала достаточна для реализации образовательных задач. Всё пространство предметно пространственной среды музыкального зала безопасно для физического здоровья и отвечает требованиям СанПиН, соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Оборудование и игрушки изготовлены из безопасных для здоровья материалов, подвергаются гигиенической обработке. Все элементы предметно- пространственной среды музыкального зала соответствуют требованиям по обеспечению надёжности, исправности и безопасности их использования. Все технические средства обучения соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, техническое оборудование имеет необходимые документы. Технические средства обучения используются в соответствии с принципом необходимости и достаточности для организации образовательной работы. Атрибуты, игрушки соответствуют возрастным особенностям детей. Эстетическое оформление среды, позитивные, доброжелательные интонации музыкального руководителя способствуют поддержанию атмосферы доверия среди детей и взрослых, обеспечивает эмоциональное благополучие детей. Предметно- пространственная среда музыкального зала обеспечивает двигательную активность детей, и, в связи с этим музыкальный руководитель формирует у детей, начиная с раннего возраста навыки безопасного поведения в подвижных играх, ритмических и танцевальных композициях, ориентацию в пространстве музыкального зала. При использовании атрибутов для танца- лент, цветов, листьев, дети располагаются на расстоянии друг от друга: вижу, не задеваю. Используется специальная, удобная, обувь для музыкального зала- чешки. Развивающая предметно- пространственная среда музыкального зала соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей, особенностям детского восприятия- всё что есть в музыкальном зале в свободном доступе для ребёнка; от простого к более сложному. Например, атрибуты для танца, для игры, для сценки. Образовательное пространство оснащено необходимыми средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Среда обеспечивает: игровую, познавательную, творческую, двигательную активность всех воспитанников, от раннего возраста и до старшего возраста- участие в праздниках и досуговой деятельности. Пособия добротные, эстетически привлекательные, простые в обращении.
1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами). 2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования: • с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.); • с фиксированной мелодией (шарманки, органчики); • с одним фиксированным звуком (дудки): • шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.) 3.Музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»). 4. Аудиовизуальные пособия: компакт-диски, фонограммы, аудио). Для полноценного музыкального развития ребёнка, ему предоставлена возможность самостоятельно играть на музыкальных инструментах, музицировать, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкальных игр, пособий и атрибутов. Содержание предметно- пространственной развивающей среды. Используются информационно- коммуникативные технологии: музыкальный центр, мультимедиа, наглядные пособия, детские музыкальные инструменты, дидактические игры, костюмы, маски, магнитная доска, различные пособия и оформление музыкального зала к праздникам. Основными зонами музыкального зала являются активная зона и спокойная зона. Активная зона в музыкальном зале – это большое свободное пространство для движения под музыку, подвижных и музыкально дидактических игр для развития чувства ритма, для танцевально-ритмических упражнений, игрового музыкально-двигательного творчества. В данной зоне соблюдается основной принцип организации предметно-развивающей среды «глаза в глаза», для занятий пением дети располагаются справа от музыкального инструмента и музыкального руководителя. И зона отдыха с рядом стульев в соответствии возрасту и росту детей. Основная цель музыкального воспитания в детском саду – это всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Музыкальное воспитание не только развивает музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, но и способствует в полной мере формированию у детей социально-коммуникативных качеств, познавательно-речевому и физическому развитию. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала, отражает содержание различных образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. 1. Социально-коммуникативное развитие Социально-коммуникативное развитие осуществляется через создание различных игровых ситуаций, через театрализованную деятельность, в процессе коммуникативных игр. - шапочки животных; - костюмы сказочных героев, овощей, фруктов; - куклы бибабо - ширма 2. Познавательное развитие В музыкальном зале широко представлены детские ударные инструменты: металлофоны, ксилофоны, треугольники, бубны, румбы, барабаны, колокольчики, маракасы и др. Все инструменты доступны детям и обеспечивают их свободный выбор. Дети знакомятся с внешним видом инструментов, их звучанием, их свойствами (деревянный, металлический, пластмассовый, большой, маленький, звонкий, тихий, громкий, шуршащий, звенящий и т. д.).Также дети знакомятся с инструментами симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Музыкальными руководителями записаны музыкальные диски со звучанием различных музыкальных инструментов, а также разработаны электронные обучающие презентации по данной теме. Закрепить соответствующие знания помогают детям дидактические пособия «Музыкальные инструменты», «Симфонический оркестр». Дети учатся ориентироваться в пространстве музыкального зала, лучше усваивают различные модели перестроений (в кругу, в парах (разные виды соединения в парах: «лодочки», «звездочки», «воротики» и т.д.), врассыпную, «змейкой»). На музыкальных занятиях, досугах дети знакомятся с музыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов: П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Портреты этих композиторов представлены в музыкальном зале и музыкальных уголках групп детского сада. В процессе музыкального воспитания дети получают элементарные знания по теории музыки. Они знакомятся с основными понятиями и учатся различать на слух различные музыкальные жанры, музыкальные формы (двухчастная, трехчастная, куплетная, музыкальные фразы, низкие и высокие звуки, вступление и проигрыш в песнях и т. д. Заинтересовать детей, облегчить усвоение материала помогают музыкально-дидактические игры. Например, различение на слух высоких и низких звуков легко усваивается детьми в процессе таких игр, как «Мама и детки», «Гномик идет по лесенке», «Какой колокольчик звучит», «Какая птичка поет», «Кто в теремочке живет» и др. Музыкальный руководитель работает в тесном взаимодействии с воспитателями всех возрастных групп, помогая средствами музыки глубже раскрыть содержание, эмоционально обогатить знания по таким темам как «Времена года», «Моя семья», «Братья наши меньшие», «Транспорт», «Профессии», «Земля – наш общий дом», «Мой город». Атрибуты, представленные в зале, делают песни, танцы, исполняемые детьми, более яркими, красочными, запоминающимися. Очень любимы детьми атрибуты, соответствующие различным временам года: осенние листья, зонтики, трости, дождики («султанчики», снежки, снежинки, цветы, солнечные лучики (желтые ленточки). Одной из приоритетных задач музыкального руководителя является формирование у дошкольников представлений о культуре и традициях своего народа. Музыкальный зал оснащен русскими народными инструментами (трещотки, гармошки, хохломские ложки, свирели, «немые» балалайки, фольклорными костюмами (сарафаны, блузки, рубашки, картузы, кокошники). Не менее важной задачей является формирование у детей представлений об отечественных праздничных датах: День России, День Республики, День Победы, День защитника Отечества и др. 3. Речевое развитие Важную роль в речевом развитии детей играет вовлечение их в певческую деятельность. В процессе пения совершенствуется артикуляционный аппарат, развиваются органы дыхания, детский голос укрепляется и становится более выразительным, ярким, эмоциональным. Максимально включить детей в процесс пения помогают игры с пением, хороводы, инсценировки песен, а также использование при этом игрушек, костюмов, атрибутов. Музыкальный зал оснащен: картотекой «Словарь музыкальных терминов»; картотекой считалок; музыкально-дидактической игрой «Копилка эмоций»; музыкально-дидактической игрой «Назови инструмент и исполнителя»; музыкально-дидактической игрой «Разбери инструменты по группам» (духовые, ударные, струнные); музыкально-дидактической игрой «Собери инструмент» (пазлы). 4. Художественно-эстетическое развитие Основная цель художественно-эстетического развития – привить детям способность и стремление получать удовольствие от встречи с настоящим искусством, воспитать у них вкус, потребность в эстетическом наслаждении. Приобщение детей к музыкальному искусству происходит через восприятие и исполнение произведений русского фольклора, фольклора других народов, классической музыки русских и зарубежных композиторов, детских песен. Главные требования к репертуару – это художественность и доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей. Музыкальный зал оснащен фонотекой, состоящей из лицензионных и самостоятельно составленных с использованием интернет-ресурсов дисков с музыкой П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Ребенка в музыкальном зале должны окружать не только образцовая музыка, но и эстетичные атрибуты, реквизит, декорации. Красиво оформленный зал вызывает восторг, восхищение и радость у детей. 5. Физическое развитие Музыкальный зал оснащен лентами, султанчиками, мячами, платками и др. Для включения в работу с детьми танцы и упражнения с использованием данной атрибутики. Эти упражнения развивают ловкость, точность и координацию движений.
16 января 2023 в 12:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.